Назад в библиотеку

 

Источник: Материалы 13-й Международной научной конференции «Современные проблемы и перспективы развития экономики».
Донецк: Издательство Донецкого национального технического университета, 2016. – 157 с.

 

Ю.В. Герасимова

И.В. Булах, к.э.н., доцент

Донецкий национальный технический университет

 

Особенности развития инновационного маркетинга на промышленном предприятии

 

В современном мире экономический рост страны и повышение качества жизни ее населения напрямую связано с инновационной деятельностью.

Актуальность инновационной деятельности вызвана стремительным ростом влияния новых технологий на работу промышленных предприятий. Сегодня остро стоит вопрос поиска производителями путей выживания и развития на рынке, что связано с высокой конкуренцией на мировых и национальных рынках. Пути решения данной проблемы могут лежать на пересечении маркетинговой и инновационной деятельностях. Главным фактором успеха является соответствие продукта требованиям рынка. Это и является основной компетенцией инновационного маркетинга.

Данную тему исследовали Л.Н. Оголева, В.В. Жариков, И.А. Жариков, Е.П. Голубков, Д.А. Гатиятуллина, В.Д. Секерин, А.Б. Титов. Современное представление инновационного маркетинга рассматривается концепции инновационного менеджмента. Л.Н. Оголева считает, что понятие «инновационный маркетинг» намного шире, нежели «маркетинг инноваций». Инновационный маркетинг включает в себя миссию организации, идеологию мышления, сферу научных исследований, манеру управления и поведения [1].

Объектом инновационного маркетинга является интеллектуальная собственность, новые материалы и компоненты, новые процессы, новые продукты, новые рынки, новые методы продвижения товаров и услуг, новые организационные формы менеджмента.

Инновационный маркетинг дает возможность большего удовлетворения потребности потребителя, захвата рынка или же создания новой ниши для успешного ее занятия за счет значительного смещения в современном бизнесе приоритетов от «функциональных» к «инновационным» продуктам.

Маркетинг позволяет исследовать потребности рынка в инновациях, сформировать спрос на новые технологии, анализировать возможности предприятия, выявлять потребности потребителей и предлагать именно тот инновационный товар, который будет иметь спрос на рынке [2].

Особое внимание маркетинг уделяет анализу стратегий, в рамках которой реализуются инновационные процессы промышленного предприятия. В период разработки, внедрения и реализации инновационного маркетинга задействованы практически все функциональные подразделения предприятия. Скоординированность их действий со службой маркетинга необходима для эффективности выполнения этапов инновационной стратегии предприятия. В зависимости от того, какой из основных составляющих маркетинга в инновационной деятельности предприятия отдается предпочтение, можно выделить следующие виды ориентации:

  1. Ориентация на инновации. При этом главную роль занимает инновационная деятельность, служба маркетинга осуществляет информационно-аналитическую функцию, устанавливая уровень спроса на продукцию.
  2. Ориентация на сбыт. Маркетинг определяет потребность в нововведениях и влияет на их характер в процессе разработки.
  3. Ориентация на спрос. Данный вид ориентации основан на взаимосвязи маркетинговой, производственной и инновационной деятельности, которая обеспечивает более эффективную рыночную стратегию промышленного предприятия.

Инновационный маркетинг в условиях его применения – это определенный тип производственно-хозяйственной деятельности, направленной на оптимизацию и контроль инновационной и производственно-сбытовой деятельности предприятия.

При формировании концепции инновационной маркетинговой деятельности предприятия следует учитывать следующие группы факторов:

Таким образом, концепция маркетинга основана на сегментации, дифференциации и позиционировании. Она направлена на поиск конкурентного превосходства предприятия на рынке и создания такого комплекса маркетинга, который позволил бы ее реализовать. Развитие маркетингового подхода в инновационном фунционировании промышленного предприятия в целом остается слабым. Основной причиной такой ситуации руководители предприятий считают недостаток собственных средств предприятия, а также отсутствие финансовой поддержки государства в инновационной политике. Необходимо отметить, что для промышленного предприятий особенностью является нехватка опыта и отсутствие квалифицированных кадров в сфере инноваций и маркетинга. Это ведет к сокращению финансирования маркетинговых статей расходов в бюджетах предприятий, что ведет к торможению развития маркетингового сектора инновационного рынка.

 

Литература:

 

  1. Л.Н. Оголева. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Л.Н. Оголева. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 238 с.
  2. Управление инновационными процессами: учебное пособие / В.В. Жариков, И.А. Жариков, В.Г. Однолько, А.И. Евсейчев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос.техн.унта, 2009. – 180 с.
  3. Инновационный маркетинг как инструмент перевода экономики России на новый путь развития [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://dis.ru/library/656/26700/

 

Назад в библиотеку